Предупреждение эмоционального напряжения у детей

Предупреждение эмоционального напряжения у детей

Психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека.
Передаётся детям состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока ещё не по силам.
Нерациональное, скудное питание, плохо организованный сон, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неразрешённость детских проблем могут так же стать источниками психоэмоционального напряжения.
Современный исследователи предлагают немало способов управления психикой. Но утверждение: “В здоровом теле - здоровый дух!”, служившее людям в течение веков, не потеряло своего значения. Поэтому обратимся к использованию, прежде всего средств физического воспитания для профилактики психоэмоционального напряжения.
Основные признаки стрессового состояния у детей
Признаки стрессового состояния ребёнка: чувство гнева, страха, тревоги, печали, вины, растерянности, стыда, и т.п.
Индикатором этих чувств является настроение ребёнка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребёнка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчиво отрицательное настроение говорит об обратном.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управления функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.
Стрессорное воздействие на детей могут оказывать:
• нерациональный режим жизнедеятельности;
• дефицит свободы движения;
• недостаточность пребывания на свежем воздухе;
• нерациональное питание и плохая его организация;
• неправильная организация сна и отдыха детей;
• авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы;
• необоснованное ограничение свободы ребёнка;
• интеллектуальные и физические перегрузки;

Основные средства профилактики и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.
Вред недостаточной двигательной нагрузки известен. Но не менее опасно пренебрежение таким важным компонентом здорового образа жизни, как сон, питание, закаливание.
В соответствии с формулой здоровья на первом место в этой цепочке должна быть поставлена организация сна, затем организация питания, а далее оптимизация двигательной деятельности, тренировки терморегуляционной системы организма ребёнка.
Неуравновешенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, не критичность в отношении своего поведения, часто свидетельствует о том, что ребёнок не досыпает. Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало пылью. Причина – неумелая организация сна дома.
Сколько времени должен спать ребёнок?
Ребёнок 2-3 лет должен спать не менее 14 часов в сутки.
Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребёнок засыпает под звуки телевизора, разговоры. Но, отмечают специалисты, это довольно серьёзное заблуждение.
Специальные исследования показали, что в такой обстановке не может быть глубокого, полноценного сна, нервная система не получает полноценного отдыха.
Ребёнок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдается вялость, заторможенность, апатия.
а) Основные условия полноценного детского сна.
Спальная комната в любое время года перед сном ребёнка должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания ребёнка форточку лучше закрыть. Но когда ребёнок уляжется и вы убедитесь, что он хорошо укрыт одеялом и заснул, форточку следует открыть снова. Обычно взрослые боятся открыть форточку или окно, чтобы не простудить ребёнка. Это не правильно. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания.
В момент укладывания может звучать фоновая музыка. Когда ребёнок ляжет, включите запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки должен ребёнок слышать изо дня в день. Обязательно пение колыбельных песен. Закончив пение колыбельной, нужно подойти к ребёнку и прошептать только для него предназначенное ласковое слово. Например, «Засыпай, Танюша…», « Спи, мой хороший» и т.п. Быстрый эффект даёт нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы ребёнка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях взрослого ребёнок тотчас расслабляется и засыпает.
б) Психологические аспекты организации питания детей.
Психологический комфорт детей во много зависит от того, как организованно питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи. Что бы дети получили удовольствие от еды, необходимо использовать следующую технологию стола:
• взрослые должны есть вместе с детьми;
• приём пищи должен проходить, только в специально отведённом для этого месте (столовая).
Почему за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Что бы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А ещё своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, приходит на помощь к ребёнку в трудной для него ситуации.
Не следует принуждать ребёнка есть. Необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребёнок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита ни кто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в действие этого тонкого устройства может вызвать серьёзные эмоциональные трудности в развитии ребёнка, которые возможно будут проявляться в течение всей жизни.
в) Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении.
По степени активности детей можно разделить на три группы:
• нормальные;
• моторные;
• малоподвижные.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.
У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершены. Мало того исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность, агрессивность, неуравновешенность и т.д.
Оздоровительная утренняя гимнастика
Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребёнка.
Чтобы создать и сохранить устойчивое положительное настроение детей, в комплекс утренних гимнастик включают только хорошо знакомые детям физкультурные упражнения. Утренняя гимнастика - это комплекс мер физического и психического воздействия, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения детей, тренировке сердечнососудистой системы, развитию способностей организма лучше усваивать кислород.

Водные процедуры как компонент физкультурной терапии

Известно, что наиболее эффективным средством тренировки терморегуляции аппарата организма человека, являются водные процедуры. Не менее эффективно воздействуют водные процедуры на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Не случайно возбуждённому человеку предлагают выпить воды, уставшему – умыться или принять душ, а человека, упавшего в обморок, обрызгивают водой.
Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека к неблагоприятным воздействиям, повышают его работоспособность. Поэтому приучать ребёнка к водным процедурам не только полезно, но и необходимо.
Самые простые и самые щадящие водные закаливающие процедуры – это ходьба босиком по мокрым дорожкам, влажное обтирание верхней части туловища рукавичкой или массажным полотенцем. Эту процедуру легко усваивают самые маленькие детишки.
Хороший успокаивающий эффект дают тёплые ножные ванны (особенно с отваром трав) перед сном. Для этой процедуры достаточного небольшого пластмассового тазика. Вода в него наливается чуть выше щиколоток.
Но лучше малышам принять тёплые ванны для рук. В ванночки наливается тёплая вода, и ребёнку предлагается искупать игрушку из мягкого поролона. Неплохо в воду добавить отвары трав: валерьяны, пустырника. Хороший эффект даёт добавление в воду специальных ароматических масел, обладающих успокаивающим действием: ромашка, лаванда, мята. Длительность такой процедуры 8-10 мин., после чего ребёнка укладывают спать. Сон после неё очень крепкий.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с помощью прогулок

Польза прогулки для здоровья ребёнка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Прогулка поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а так же способствует их личностному развитию.
Ходьба в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег. Остановку дети должны делать самостоятельно. «Стой!» - произносит ребёнок и останавливается. И вы должны остановиться вместе с ним, независимо от того, предполагалось здесь остановиться или нет. А на этих остановках вы организуете с ребёнком игры (коммуникативно-лингвистические, развлекательные, оздоровительные) смотря по ситуации и местоположению. В связи с этим маршрут прогулок необходимо заранее продумывать.
Иногда на «остановках» можно зайти с ребёнком в магазин или аптеку и позволить ему самостоятельно купить, например, хлеб.
Другими словами прогулка используется для создания реальной жизненной ситуации общения с незнакомыми людьми. Преодолевая застенчивость, осваивая речевые формулы общения, дети становятся увереннее.

 

Подготовил:

педагог – психолог Левая Н.В.

По материалам сата https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/11/15/profilaktika-psikhoemotsionalnogo-napryazheniya-u-detey